ПАО «ЛОРП» — флагман водного речного транспорта Якутии. Ленское объединенное речное пароходство работает в бассейне, протяженность водных путей составляет 1/5 часть водных путей России: осуществляет перевозку жизненно-необходимых грузов по рекам Хатанга, Оленек, Анабар, Яна, Индигирка, Колыма, в бассейне реки Лена, с выходом в моря Лаптевых и Восточно-Сибирское.
В навигацию 2022 года перевезли больше объемов грузов, чем в предыдущем году. В основном осуществляется перевозка грузов в районы Арктики, где водный транспорт является безальтернативным. В связи с этим, на предприятие ложится большая социальная ответственность.
О ходе подготовки к навигации 2023 года и о планах перевозок генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов. Сергей Ларионов, генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства" / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП
"— С какими результатами завершается ремонт флота?
— В виду коротких сроков навигации, необходимо вводить флот вовремя для того, чтобы суда успели завезти груз на быстромелеющие реки. Поэтому проводимая работа по завершению судоремонта в настоящее время под чутким контролем. Возникающие вопросы решаются в оперативном порядке.
Один из пунктов судоремонта, который расположен на территории Иркутской области — Осетровский филиал, где находится отстой флота, первым поставит флот под погрузку. Мы туда отправляем на зимовку те теплоходы, которые не требуют крупного большого ремонта. Там, где возможно теплоходы ремонтируются силами экипажей. Суда, требующие более крупного ремонта, находятся на отстое в заводах, в Пеледуе и Жатае. Выморозка завершена, запчасти все куплены, практически все доставлены по участкам.
— В каком составе флота мы будем работать в эту навигацию?
— Подготовка идет четко по графику. В навигацию 2023 года в связи с возрастающими объемами перевозок, планируется ввести в работу 253 единицы судов, что на 13 единиц больше, чем в прошлом. На четыре единицы больше буксиров, на три единицы больше танкеров и СПН. Добавятся две наливные баржи, плавкран и другие суда.
Теплоход «Спиридонов» / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП
"— Что ожидаете от предстоящей навигации?
— Идет положительная динамика по увеличению грузовой базы, что радует.
Идет договорная работа. Формируем портфель заявок. По сухогрузам более 1000 договоров. Один из крупных контрактов — это ЖКХ, по перевозке каменного угля, нефти, светлых нефтепродуктов и других важных народно-хозяйственных грузоа.
В этом году много заявок от «Росатома». Как ранее сообщали, на Яне будет строиться в Усть-Куйге атомная станция малой мощности. Хоть она и малой мощности, но у них очень много перевозок. Мы будем перегонять на Яну дополнительный флот. С «Полиметаллом» в этом году мы хотим хорошо поработать по перевозкам добываемой руды. Есть контракты с «Роснефтью». Мы хорошо поработали с ними прошлом году и в этом году продолжим. «Газпром» при этом не уменьшит свои объемы, а увеличит. Тянут вторую нить газопровода «Сила Сибири» через Монголию, мы тоже будем участвовать в перевозках.
— Насколько сформированы экипажи судов?
— Подготовка к навигации 2023 года в ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» проходит в плановом режиме. Перед службой кадров стоит важная задача по комплектации 303 единиц флота, запланированного для обеспечения завоза жизненно важных грузов в отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия). На начало апреля 2023 года процесс формирования экипажей судов произведен на 87 % с учетом вспомогательного персонала ПАО «ЛОРП». Это более 1200 человек, которые уже приступили к выполнению своих трудовых обязанностей для скорейшего вооружения флота и выхода в рейсы или прибудут на суда в ближайшие недели, в том числе 400 курсантов учебных образовательных заведений со всей России.
С учебными заведениями проведена усиленная работа. Пароходство нуждается в курсантах — они заполняют рядовой состав речников и моряков. Приезжают на практику с начала и до конца навигации работают на штатных должностях, получают хорошую заработную плату. Некоторые практиканты после окончания учебного заведения возвращаются в Ленское пароходство, особенно моряки.
Многим учебным заведениям среднего и высшего звена, оказываем хорошую поддержку. Особенно тесное сотрудничество ведется с Жатайским, Пеледуйским техникумами, Якутским институтом водного транспорта. Эта тема под моим личным контролем, потому что курсанты «нарасхват».
ЛД Т-170 на баре / Фото: Пресс-служба ПАО "ЛОРП
"— Каких кадров не хватает?
— Действительно, проблема в нехватке квалифицированных кадров существует.
В перестроечное время был совершен пробел именно по командно-руководящему составу на флоте, это капитаны, капитаны-механики. Контингент у комсостава преимущественно пожилого возраста. А подготовить капитана на море за один год уж точно невозможно, даже за пять лет.
У нас очень много положительных отзывов от практикантов, благодарят капитанов, которые по-отцовски относятся к молодым ребятам, пришедшим на практику, чтобы они влюбились в свою профессию и с ней никогда не расставались.
Говоря о проблеме с кадрами на флоте, необходимо подчеркнуть, что по всей стране существует дефицит специалистов рабочих профессий. В первую очередь мы имеем в виду помощников капитанов-механиков. Если говорить о капитанах и механиках, то такие специалисты безусловно есть на рынке труда, но поскольку мы работаем в условиях конкуренции между организациями, соотношение финансовых возможностей предприятия не всегда позволяет пригласить необходимого специалиста для трудоустройства. В среднем в год заработная плата по данным специальностям идет на увеличение, по 20-50 тысяч рублей. Все просто, чем экономически стабильнее предприятие, тем выше показатели трудоустройства. Вернувшись к разговору о помощниках — это выпускники СУЗов и ВУЗов. Тут стоит задуматься всем лицам, заинтересованным в развитии водного транспорта. Процент трудоустройства выпускников в профильные предприятия находится на крайне низком уровне и это связанно опять же с равноценностью доходов для молодых специалистов, что на «берегу», что на «флоте». Выпускники флотских профессий на сегодняшний день становятся востребованными абсолютно в каждой отрасли — механики, электромеханики, судоводители. Поэтому мы с прошлого года стали вести активную деятельность по поддержке выпускников, молодых специалистов, чтобы не оказаться в критической ситуации через 5- 10 лет. Взращивание помощников — это очень серьезный и сложный процесс, требующий слаженной совместной работы как работодателя, так и профильных учебных заведений. Радует одно, что еще остались на флоте высококвалифицированные капитаны и механики, нужно успеть организовать процесс преемственности, передачи бесценного опыта. Если говорить конкретнее, то мы производим точечное закрепление помощников за командным составом (система наставничества), вводим серьезные надбавки (15 тысяч рублей в месяц для молодежи), стараемся решать их социально-бытовые проблемы (съем жилья, применение скидок при покупке жилья, компенсация процентов по договорам ипотеки и др.), обеспечиваем трудоустройством в зимний период, что не менее важно. Сегодня все хотят стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Если рассказать о береговых службах, то опять же проблемы у всех предприятий схожи. Есть на сегодня потребность в судокорпусниках, сварщиках, водителях разных категорий, слесарях, электромонтерах, механиках и др. Все эти профессии можно встретить на информационных площадках по подбору персонала. Некоторые вопросы удается оперативно закрывать переобучением непрофильных специалистов, по другим решаем проблему при помощи приглашения из других регионов России. В итоге скажу, что руки никто не опускает. Как сказал Петр Великий: «Российскому флоту быть!». И мы предпримем все возможные и невозможные усилия для этого!
— Сергей Александрович, благодарим Вас за интересное интервью!
Пресс-служба ПАО «ЛОРП»
Подписывайтесь на наш официальный телеграм — канал https://t.me/korabel_news
И не забывайте про телеграм — канал всех КОРАБЕЛОВъ https://t.me/Vika_korabel_ru
Источник: korabel.ru